Онлайн галерея современного искусства

7 главных шедевров В. И. Сурикова

С 30 ноября 2023 по 13 мая 2024 в Государственном Русском музее при поддержке банка ВТБ работает выставка В. И. Сурикова, посвященная 175-летию живописца истории России. В новой экспозиции представлено более 120 произведений живописи и графики из собственного собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также из Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова и Музея-усадьбы В. И. Сурикова. Сегодня мы публикуем специальный материал совместно с «ВТБ — России» о шедеврах Василия Сурикова; а жизнь и творчество великого земляка в трех временных проекциях (прошлое, настоящее и будущее) рассматриваем в публикациях на сайте (куар коды с переходом на материалы)

«УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ», 1881, ГТГ



Что происходит на картине?

–      «Торжественность последних минут, а вовсе не казнь» бунтарей-стрельцов в октябре 1698 года. Восстание московских стрелецких полков, повлекшее казни и ссылки около 2000 стрельцов, было вызвано тяготами службы. 10 октября 1698 года казнено 130 участников Стрелецкого бунта.

Что усиливает композицию?

–      Контраст и пропорции элементов картины: две трети холста занимает изображение «обезглавленного» храма Василия Блаженного, стрельцов, их жен, товарищей, матерей и других участников событий. Одинокая фигура Петра I и группа сопровождающих выделяются на фоне стен Кремля и занимают одну треть холста. Большинство и меньшинство очевидны.


Интересные факты:

1. Во время работы над картиной Сурикову снились казни каждую ночь.

2. Семь свечей символизируют соборование, в котором было отказано стрельцам перед казнью.

3. Прототипом чернобородого стрельца стал дядя Сурикова, казак Степан Федорович Торгошин. Колоритную натуру для рыжебородого стрельца нашел Илья Репин: он показал Василию Ивановичу строптивого могильщика Кузьму.


«МЕНШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ», 1883, ГТГ



Что происходит на картине?

–      Последствия непомерных амбиций: за казнокрадство и участие в госперевороте правая рука Петра I Меншиков в 1728 году сослан с семьей в сибирскую глушь. Александр Данилович окружен детьми, посредством их браков он мечтал породниться с монаршей семьей. Собственными руками поломаны судьбы любимых детей. Что может быть хуже? 


Что усиливает композицию?

–      «Если Меншиков встанет, он пробьет головой потолок!» – критиковал картину коллега и живописец Иван Крамской. Суриков намеренно закомпоновал фигуру Меншикова так, чтобы подчеркнуть диспропорцию: слишком тесен сруб для него.

–      Остатки былой роскоши — расшитые шелка Александры, красные башмачки на каблучке, сверкающий перстень, массивный подсвечник, книга, иконы — подчеркивают безысходность ситуации.



Интересные факты:

1. В облике старшей дочери Меншикова Марии живописец запечатлел свою любимую супругу Елизавету Августовну Шарэ.

2. Диагональ из левой верхней части направо и вниз делит персонажей на тех, кто вернется из ссылки, и тех, кто останется в Березове навсегда.

3. Младшие дети Меншикова Александр и Александра переживут ссылку и повелением Анны Иоанновны будут возвращены ко двору. В основном для вывода в казну государства незаконных капиталов отца из зарубежных банков.


«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА», 1887, ГТГ



Что происходит на картине?

–      Одно из событий раскола, ноябрь 1671 года: у стен Чудова монастыря опальная боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, которую везут в заточение, показывает двоеперстие как символ преданности старой вере. Она отреклась от богатой мирской жизни и не боится гибели. Сопровождает боярыню ее сестра и единомышленница княгиня Евдокия Урусова, которая также погибнет в холодной яме в 1675 году.

Что усиливает композицию?

–      Контраст черного и белого (одежда боярыни и снег); ощущение движения передается фигурой бегущего мальчика, диагоналями оглоблей саней, следами полозьев на снегу.

–      Горящий взгляд боярыни Морозовой — одновременно точка притяжения внимания и переломная точка в восприятии этой ситуации толпой: те, кто еще не видит пламенный взор Феодосии Морозовой, смеются над ней; те же, кто узрел ее убежденность, отвечают сочувствием, а кто-то даже испугом. 

Интересные факты:

1. Для костюмов персонажей картины «позировали» ткани и наряды XVII века из сундуков Прасковьи Федоровны, мамы живописца.

2. Впервые о боярыне Морозовой Суриков узнал в детстве от своей крестной Авдотьи Торгошиной, которая почитала старую веру.

3. Император Александр III просил коллекционера Павла Третьякова уступить ему эту картину для будущего Русского музея, но получил отказ.


«ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА», 1891, ГРМ



Что происходит на картине?

–      Кульминация народной забавы: снежный городок атакуют конные казаки, а обороняют парни с хворостинами, которыми нужно отхлестать коня до неуправляемости (тогда следующий всадник мог испытать удачу и разрушить городок). Но казак на вороном коне одержал победу, и снежный городок пал.

Что усиливает композицию?

–      Восходящая диагональ включает зрителей в санях с ковром, команду обороны с хворостинами и стремительный прорыв всадника сквозь крепость. Над линией горизонта выделяется активное движение: очертание березовых ветвей и динамичный силуэт казака, наносящего удар. Эмоции персонажей второго плана усиливают атмосферу веселья.

Интересные факты:

1. Мужчина, на которого похож Никита Михалков, — родной брат Василия Ивановича, Александр Суриков, автор идеи и «продюсер» создания шедевра.

2. Конный штурм Суриков писал с натуры в усадьбе, а сам городок соорудили в правобережной казачьей станице Ладейка (сейчас на ее месте школа 47, район Каменный квартал).

3. В 1900 году картина «Взятие снежного городка» представлена на Всемирной выставке в Париже, отмечена именной бронзовой медалью и дипломом к ней, которые хранятся в музее-усадьбе Суриковых.


«ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ ЕРМАКОМ ТИМОФЕЕВИЧЕМ», 1895, ГРМ



Что происходит на картине?

–      Дружина Ермака с огнестрельным оружием атакует войска хана Кучума, вооруженные луками, стрелами и саблями. События происходят в 1582 году. На горизонте — город-крепость Искер на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки. Итог боя — победа экспедиции Ермака и последующее падение Сибирского ханства.

Что усиливает композицию?

–      «Сошлись две стихии» — генеральный образ картины. Сила стихий показана в масштабах участников боя: фигуры казаков превосходят масштабы воинов Кучума.

–      В верхней части композиции доминируют хоругви с изображениями Спаса и Георгия Победоносца, а на горизонте виднеются очертания Искера и совсем мелкими деталями дан силуэт татарской конницы.

Интересные факты:

1. Сибирь в данном случае не регион, а город: одно из названий города Искер звучит как Сибирь.

2. В изображении неравного боя 130 бойцов нет ни одного убитого воина.

3. Прототип Ермака зарисован на золотых приисках, но окончательный образ был найден в лице казака Арсения Ковалева, станица Раздорская на Дону.


«ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ», 1899, ГРМ



Что происходит на картине?

–      «Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут». Место действия — перевал Паникс, Альпы, 1799 год, высота 2 407 метров. Здесь произошел леденящий душу эпизод Швейцарского похода Суворова: русская армия продвигалась к войскам генерала Римского-Корсакова, чтобы помочь в борьбе с Наполеоном. Суворов избрал самый краткий и самый опасный путь — через «царство ужаса», перевал Паникс. План сработал — наши войска вышли к австрийской границе, а Суворов сказал об этом переходе: «Русский штык прорвался сквозь Альпы».

Что усиливает композицию?

–      Вертикальный формат картины и колористическое решение: ясно читается диагональ, образованная белоснежным склоном и контрастной по тону массой солдатушек, бравых ребятушек.

–      Масштаб: изображение людей доминирует по отношению к природе, символизируя мощь человеческого духа.

–      Эмоциональная динамика: горящий взгляд полководца придает солдатам решимости начать опасный спуск.



Интересные факты:

1.  Александр Васильевич Суворов этой операцией спас около 80 % состава армии. За проявленный талант полководца ему было присвоено высшее воинское звание генералиссимуса.

2. Одним из прототипов образа Суворова для этой картины послужил отставной казак-офицер Федор Федорович Спиридонов, который составил родословную Суриковых в Красноярске.


«СТЕПАН РАЗИН», 1906, ГРМ



Что происходит на картине?

–      Ничего из насыщенной историографии Степана Разина не происходит в этой картине. Есаульский струг под парусом рассекает водную гладь в предрассветной дымке; среди трофеев в глубоких думах восседает Степан Разин. На веслах — усталые гребцы, на корме — хмельной казак предлагает чарку персидскому пленному князю. Струг скользит вдаль, но взгляд Разина обращен в себя.

Что усиливает композицию?

–      Ясная композиция образована контрастом струга и воды. Положение весел и стекающая с них вода указывают на движение, но на горизонте нет конечной цели.

–      Противопоставлены группы: Разин с соратниками и пленный князь с глумливым казаком.

Интересные факты:

1. Василий Суриков не был удовлетворен результатом и постоянно дописывал картину.

2. Долгие годы шедевр не имел покупателя, но обретя владельца, был показан на Всемирной выставке 1911 года в Риме.

3. Прототипом Разина в первом варианте стал директор Красноярской семинарии Иван Савенков, а в последних этюдах угадываются автопортретные черты Василия Ивановича Сурикова.


Материал подготовила искусствовед Юлия Петунина 


Врезка:

Наталья Кочнева, старший вице-президент ВТБ:

«Василий Суриков, безусловно, ярчайший представитель художников-передвижников и русской живописи в целом. Во всем мире его имя — визитная карточка России, ее духа, истории и культуры. В новом выставочном проекте мы помогли Русскому музею не просто показать наследие художника во всем его многообразии. Мы поддержали экспозицию, способную осветить детали и акценты его работ до мелочей, но в то же время показывающую масштаб таланта, смыслов и посылов, с помощью которых Суриков приоткрывает завесу тайны русской души» 



Возврат к списку

Нужна
консультация?
Если у вас остались вопросы, заполните форму и наши специалисты в ближайшее время свяжутся с вами