Онлайн галерея современного искусства

"Искусство, Быт и Я". Беседы с дизайнером.

Статья "Искусство, Быт и Я". Беседы с дизайнером.  Арт Миллениум

Нашей собеседницей стала Варвара Бутырская, художник, декоратор, дизайнер, руководитель творческой студии «Карандаш». Человек, любящий, понимающий искусство и продвигающий его в повседневную жизнь.

- Варвара, в наше время многообразие интерьерных решений с участием искусства или с претензией на него поражает воображение. Есть чувство перенасыщения и путаницы: что из этого – искусство, а что - просто интерьерная работа?

Варвара: - Что есть искусство – это, конечно, вечный вопрос. Эту тему обсуждали до нас, обсуждают и сейчас. Но так как искусство субъективно, то на этот счет у каждого свое мнение. Что касается перенасыщения, то это можно наблюдать абсолютно в любой сфере. Тонны информации. И мы не все можем, конечно же, фильтровать. Часто, если мы касаемся выбора какого-то предмета искусства в дом, у нас даже нет возможности проанализировать, изучить историю предмета, историю художника. И тогда человек просто на интуитивном уровне выбирает то, что ему близко. Всегда ли этот выбор –искусство? Конечно, нет. Я могу сказать за себя: я всегда вижу грань - отделяю предметы искусства и интерьерные вещи.

- И где находится эта грань? Сейчас трудно разобраться, когда все вокруг помешались на эстетике пространств…

Варвара: - Искусство состоит из таких аспектов как идея, труд, эмоции и, конечно, личность и образ самого автора. После того, как вот эти составляющие в моем понимании слились воедино, я начинаю уже анализировать и думать, мой ли это предмет, мой ли это автор? Тут идет такой внутренний диалог, и это, кстати, самый интересный момент вообще в подборе искусства для себя, в дом. Вызывает ли какой-то предмет у меня эмоцию, и какую эмоцию он вызывает?

Что касается интерьерных работ, то они редко наделены идеей, концепцией, у них нет ценности и роли, например, в создании коллекции. Потому что они вряд ли несут какие-то смыслы. Когда мы видим разные интерьерные абстракции, например, то это часто результаты копирования – такого дизайнерского приема, когда хочется какими-то деталями дополнить интерьер, чтобы они сочетались с обивкой дивана. Это набивший оскомину пример. Честно, это не мой принцип отбора искусства, хотя у кого-то это имеет место быть. Но такие работы я искусством назвать не могу.

 

- Но все же бывает, и совпадают… обивка и профессиональное искусство. То есть, стоит задача у человека создать гармоничный интерьер, и он подбирает живопись в определенных тонах. При этом картина написана профессиональным художником и вполне может быть коллекционной.

Варвара: - Тут я полностью согласна. Но я скорее имела в виду, что очень часто дизайнер берет картинки из интернета, просто какие-то абстрактные формы, изображенные на холсте. И они не несут никакой информативной нагрузки, а являются просто цветовым пятном, которое сочетается с этой пресловутой обивкой. Для меня же искусство всегда задает какой-то вопрос. Мы подходим к картине и думаем, что автор хотел сказать, всегда происходит внутренний диалог. Когда над диваном, пусть и подобранная в цвет, висит какая-то избитая популярная история, не несущая идеи, концепции, то я не могу назвать это искусством.

- Поэтому нам ценен не просто дизайнер, а дизайнер с чутьем и вкусом к искусству. Ты, как такой специалист, как наполняешь свой собственный дом?

Варвара: - Для своего дома я всегда подбираю достаточно спокойное искусство, которое не является акцентным. Потому что я на работе много взаимодействую с цветом, а дома отдыхаю. Мне комфортно находиться в монохромной истории. И что важно, это всегда чужое искусство.  У меня дома нет моих картин. Мне с детства интересно коллекционирование (я начинала с разных лягушек). Дома я потихонечку подбираю искусство. И вот возвращаясь к нашему вопросу – я не бездумно это делаю, я конечно тоже подбираю с фокусом на интерьер, как бы вписываю под ту же мебель. Но я не стараюсь сделать свой интерьер вылизанным и абсолютно «правильным». То есть, сочетание с обивкой имеет место быть, но просто не всегда нужно уделать слишком много внимания идеальному совпадению. Часто цветовые сочетания, кстати, возникают случайно и даже неожиданно. Это интереснее.

- У тебя, насколько я знаю, есть свое видение взаимоотношений искусства и интерьера? На квартирнике у Виктории Исаенковой (резидента Арт Миллениум) ты читала лекцию о подборе искусства, напомни о главных принципах?

Варвара: - Один принцип – когда искусство является акцентным в интерьере (цвет). Второй – когда оно сливается с интерьером. Это могут быть сумасшедше дорогие авторы, но они как бы растворяются в обстановке, аккуратно добавляя новые смыслы, текстуры. И третий принцип – коммерческий, когда создается пространство, например, ресторан с атмосферой «Маленькой Италии», и искусство там должно быть в контексте и играть правильную роль.

При этом я за индивидуальный поиск, каким бы ни был принцип. Что мы часто видим? При всем многообразии выбора, при всем перенасыщении по какой-то причине люди выбирают одни и те же вещи. Мы словно в фильме «Ирония судьбы», - утрирую, но попав в квартиру к соседу, мы можем перепутать эту квартиру со своей. Именно предметы искусства – это те вещи, которые имеют свой характер и в первую очередь отражают нас, человека.

Поэтому очень важно при подборе искусства довериться себе. Найти близких авторов, которые будут понятны именно вам. Возможно, найти какую-то тему, которая будет вам интересна. И предметы искусства будут относиться к этой теме. Возможно, найти какие-то точечные произведения искусства, которые будут про вас. И тут конечно не стоит бояться самого себя. Вещи, выбранные лично, всегда потом в родном интерьере воспринимаются с особым теплом и значением.

 

- Как ты относишься к работам под заказ? Есть мнение, что, когда художник делает работу конкретно под интерьер, это снижает его профессиональный статус, а картина не имеет отношения к искусству.

Варвара: - Опять же, что есть искусство? Если перед художником стоит задача скопировать что-то, например, с того же «Пинтереста» – это любимый портал дизайнеров -  то я конечно назвать эту работу искусством не могу. Потому что тут нет авторства. Нет почерка художника, концепции, идеи. Но вообще, здорово, когда художник не стесняется вступить в диалог с заказчиком. При этом он может предложить именно свое, авторское. Бывает, человек, когда обращается к художнику, просто не может представить и увидеть что-то другое в интерьере. И тут хорошо б вести этот диалог - художника и заказчика. Потому что на самом деле многие люди просто не видят, как та или иная работа будет смотреться в доме. Вот в этом случае к художнику обращаются с целью как-то закончить интерьер. Расставить акценты, дополнить. И авторская вещь – она, конечно, всегда будет выигрывать. Потому что интерьер и мода со временем поменяются. Но авторское искусство - вечно. Оно самодостаточно. Ему будет комфортно в абсолютно разных стенах.

Важно, может быть, правильно подобрать оформление. Оно станет связующим звеном между интерьером и работой.

 

- Часто ли ты видишь настоящее искусство в повседневных интерьерах, общественных пространствах?

Варвара: - Да, довольно часто. Так сложилось, что я с детства вижу довольно много предметов искусства. Мои родители любят интересные вещи. У нас всегда дома были картины, разные ценные детали.  Вообще все эти вещи, которые кому-то кажутся неважными, нас формируют и воспитывают. Плюс меня окружали в детстве интересные люди. Все это вместе и повлияло на то, что я связала свою жизнь с искусством.

 

Продолжение следует.

Таня Тарковская, галерист, куратор проекта "Год Живописи" и онлайн-галереи "Арт Миллениум".


Возврат к списку

Нужна
консультация?
Если у вас остались вопросы, заполните форму и наши специалисты в ближайшее время свяжутся с вами