Если сравнить графику Марины Прудниковой с вокальной музыкой, то с некоторой долей условности можно выделить в ней три группы произведений – хоровые, ансамблевые и сольные.

Хоровые произведения художника утверждают идеалы общежития. Независимо от жанров они изображают многочисленные содружества лиц, гармонично сосуществующих в пространстве. Это могут быть музыканты в театре, образующие симфонический оркестр (серия «В театре»), изобилие осенних плодов на базаре (серия «Рынок на улице Александра Матросова») или хоровод стеклянных банок на веранде (серия «Отчий дом»). Все они представлены в тесном единстве, бок о бок, плечом к плечу.
В театре. Лист III. 2020. Цветная обрезная ксилография. 29×37
Их близость строится на основе со-гласия и коллективности действий, делающих их частью единого целого, участниками общего дела. Музыканты, настраиваясь на со-звучие, порождают соборное многоголосие. Яркие и сочные плоды, словно на уличной демонстрации, демонстрируют собственную зрелость, выставляют напоказ свою праздничность, заявляют о себе.

Рынок на улице Александра Матросова. 2020. Цветная литография. 35×45
Пустые банки жмутся друг к другу в толкотне очереди, чтобы наполниться воздухом и светом. Они открыты для пересечений с другими и отражений окружающего мира. Благодаря высокой пропускной способности они впускают в себя образы своих соседей и сами входят в них, достигая полифонии взаимопроникновения.


К ансамблевым произведениям Марины Прудниковой могут быть отнесены работы из серии «В кафе» и некоторые листы серий «Дом графики „Челюскинская“» и «Поющие». Дуэты, трио и более крупные ансамбли героев-исполнителей представлены в них в процессе беседы. Примечательно, что в наиболее совершенных работах диалог ритуализируется, превращается в таинство общения, приобщения человека к человеку, искусству или Богу. Их взаимные сообщения обретают вес Вести, а сами участники оказываются сообщниками, связанными узами тайны.

На даче «Челюскинская». Лист I. 2021-2022. Бумага, масляная пастель. 35×45
Для передачи ритуальной атмосферы со-бытия художник в каждой сцене тщательно разрабатывает пространство, используя его как аккомпанемент для беззвучной беседы. А также ставит зрителя в позицию невольного свидетеля того, что не предназначено для его глаз. Герои часто изображаются со спины и не подозревают, что находятся под наблюдением. За счёт этого достигается глубокая интимность происходящего.


Сольные произведения Марины Прудниковой – это преимущественно портреты домочадцев – дочери, мужа, мамы и др. Они визуализируют интимный мир родных людей. Произведения сконцентрированы на человеке, исполняющем одиночную партию, всем своим видом рассказывающем о себе.


Солист почти всегда дан крупным планом, что приводит к сокращению внешней дистанции между ним и зрителем, открывает последнему доступ в его личное пространство. Часто портретируемый представлен спящим, что позволяет прикоснуться к таинству частной жизни. В своих портретах художник даёт возможность услышать индивидуальные голоса тех, кого любит, и предлагает воспринимать их с позиции близкого человека.
Вероятно, в фиксации этой близости – человеку, природе, Богу – и заключается своеобразие искусства Марины Прудниковой.
Автор текста: Андрей Сокульский