Живопись для ребёнка это еще один неизведанный мир. С малых лет можно приучать детей к качественному взаимодействию с картинами, ведь это способствует развитию ассоциативного мышления, креативности, расширению общего кругозора.
Искусство - это не наука в энциклопедическом понимании. Для изучения искусства нужен особый подход. Хорошо, если ребенок с детства окружен творческой атмосферой - мама иногда пишет натюрморты с цветочными букетами или папа увлекается фотографией. Ребенок словно губка впитывает каждое движение, слово, эмоцию своего родителя. Так формируется интерес к созидательной и творческой деятельности.
В два года ребенок уже способен разрисовать обои в вашей комнате. Такое творческое хулиганство простительно - может быть перед вами будущий великий художник? А для того, чтобы в дальнейшем знакомить ребёнка с картинами, необходимо, чтобы с самого детства сформировалась ассоциация “Живопись = Радость”. Ребенок искренне удивляется как из нарисованных линий получается целая картина. Штрих за штрихом и создаётся неповторимая композиция, белый лист бумаги наполняется смыслом. И здесь у ребёнка закрепляется ассоциация “Художник = Творец”.
Полноценное знакомство ребёнка с картинами и живописью профессиональных художников лучше начинать в более осознанном возрасте - с 10-11 лет. В таком возрастном периоде уже можно говорить с детьми о разности жанров, техник и направлений живописи.
В этой статьей мы разберем, как опираясь на онлайн-каталог, познакомить ребёнка с художниками Красноярска. Имена своих земляков нужно знать, тем более детям это будет очень интересно и увлекательно, особенно если начать знакомство с картин в стиле примитивизма. Для этого стиля характерно целенаправленное упрощение форм, яркость красок и необычные композиционные решения, которые сближают эти произведения с детским творчеством.
Например, работа ЮЛИИ ЮШКОВОЙ “ЛОТОСЫ”. Смысловым центром выступают водные цветы. Исходя из этого, ребенку можно задать вопрос о цветовом решении картины: какие цвета выбраны главными? есть ли те цвета, которые вторят друг другу? Ответом будет то, что зеленый персонаж вторит зеленым листьям лотоса, а желтые цветы по цвету схожи с геометрическими элементами на теле необычного персонажа.
Далее можно развить тему символического значения Лотоса. Этот цветок встречается в разных культурах, он символизирует чистоту, здоровье, мир и плодородие. Так, посредством ассоциаций ребёнок запомнит уже символические значения предметов, а это огромный шаг в дальнейшем пути понимания живописи.
Другая картина художницы “КРЫЛЬЯ”. Произведение квадратного формата с фантастическими животными, которые по окраске похожи на жирафов с короткими шеями. Главными атрибутами этих животных являются крылья. Эта работа отлично направлена на развитие способностей воображения. Что вы видите на картине? Как думаете, почему именно эти предметы изобразила художница? - такие вопросы учат детей выстраивать причинно-следственные связи. А изображение яблок, граната, одуванчиков также имеют свое значение. Например, известный постимпрессионист Поль Сезанн восхвалял яблоко, объясняя это тем, что именно шар является идеальной формой. Также ребенку стоит сразу обозначить, что изображение животных относится к анималистическому жанру живописи, ведь “animal” с английского переводится как “Животное”.
Для знакомства с другими жанрами изобразительного искусства можно обратиться к работам НАТАЛЬИ ГОРБАЧЕВОЙ. В частности, её полотна репрезентативно раскрывают жанр натюрморта и пейзажа.
Благодаря противоположности этих жанров ребёнок очень быстро запомнит их значения. Пейзаж - изображение живой природы, а натюрморт - изображение природы мертвой (в переводе с французского “nature mort”).
Наталья Горбачева пишет картины “ВЕСНА ПРИШЛА”, “УТРО”, “ОСЕННИЙ ВЕРНИСАЖ”. Эти произведения сочетают в себе природу и урбанистику, являются городскими пейзажами, где живая природа и колоритные домики взаимодополняют друг друга.
Художница очень четко расставляет акценты, соединяя жанры между собой. Например, картина “ВИД НА МОРЕ”. Живописная ваза с фруктами на столе, а из окна вид на морскую лазурь с архитектурой побережья. Это отличный пример для ребёнка, что картина может быть многожанровой.
А искусство портретного жанра раскроется волшебным образом через работы НАДЕЖДЫ РЯУЗОВОЙ. Завораживающая серия “СКАЗКИ НА ХОЛСТЕ” невероятно декоративна. Ребёнку будет очень увлекательно рассматривать все детали композиций. Например, диптих “МАГИЯ. ЦВЕТЫ.” передает два женских образа. Словно феи природы, девушки окружены цветами. В каждом портрете сочетание линий, цвета и геометрических форм можно рассматривать бесконечно, а ребенку наверняка захочется повторить какие-либо мотивы в своем творчестве.
Каждый персонаж на полотнах Надежды Ряузовой абсолютно фантастичен и наделен своими особенностями. Удивительные антропологические существа выступают в роли хранителей природы. Вертикальное полотно “Лесные ангелы” с тремя персонажами, которые представлены как заботливые оберегатели леса. На картине "У ПОДНОЖИЯ ГОР. ХРАНИТЕЛИ." также три персонажа. В них чувствуется сила, опора и монументальность, несмотря на добрые женские лица, вокруг которых раскинулись нимбы с солнечным орнаментом.
Исследуя с ребёнком другую картину “НАД МОРСКИМ ПОБЕРЕЖЬЕМ. ХРАНИТЕЛИ.” необходимо обозначить, что мариной называют пейзаж, где главным элементом является море. Фактурное изображение волн на картине, детальная проработка фантастических хранителей - всё это является невероятно интересным сказочным предметом исследования для юного зрителя.
Вообще сказочная тематика отлично подходит для знакомства ребёнка с искусством, ведь именно сказки привлекают детское сердце больше всего. У художницы ЕВГЕНИИ АБЛЯЗОВОЙ есть невероятный цикл работ “ВЕЩИЕ ВЕЩИ”. Каждая работа посвящена символическому предмету русской сказки. Например, квадратная композиция “НАЛИВНОЕ НА СЕРЕБРЯНОМ”, где центральным объектом является красное яблоко. Этот фрукт в русских народных сказках способен даровать бессмертие, вернуть здоровье или быть помощником в опасном пути. Картина “САМОБРАНКА” раскрывает тайну скатерти, которая способна накормить своего хозяина в любом месте. Другая работа художницы “ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА” изображает волшебный элемент славянской сказки. В таинственных приглушенных оттенках написана вода в стеклянных бутылочках, которая способна исцелить любую рану и вернуть человеку жизнь. Параллельно со знакомством картин на сказочную тематику лучше с ребенком читать сами сказки, раскрывающие отображенные на полотнах предметы. В данном случае это будут русские сказки “Иван-царевич и Серый волк”, “Сказка о Василисе”. “Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке” и др.
Знакомство детей с картинами увлекательнейший процесс, который будет интересен не только ребенку, но и взрослому. Посредством выстраивания ассоциаций, раскрытия композиционных деталей, анализу цветовых решений в процессе игры ребенок по-настоящему полюбит живопись и картины. А это станет прочной опорой для дальнейшего более глубокого изучения искусства.